Новости

Нормы эстетической коррекции

Рубрика подготовлена при участии
Е.З. Парсагашвили

История красоты и попыток постижения её тайны сродни, вероятнее всего, общечеловеческой истории. И трудно разделить в этой истории пути искусства, архитектуры, музыки и эстетики человеческого тела, поскольку оказалось, что всем им свойственны одни и те же принципы и закономерности.

Умберто Эко, редактор фундаментального труда «История красоты», анализируя эстетические идеалы Древней Греции, цитирует (кого бы вы думали?) дельфийского оракула, который на вопрос о критериях оценки Красоты отвечает: «Самое красивое – это самое правильное». Неопределённость ответа, увы, свойственна оракулам всех времён, но здесь она вполне объяснима: до эпохи Перикла у греков не было определённой теории эстетики и красоты. Однако, если их близкие современники - древние египтяне подчиняли свою живопись и архитектуру абстрактно установленным и неукоснительно исполнявшимся канонам, то греки всё же заботились о реализме изображаемого человеческого лица и тела, создавая из живых образцов некий единый идеальный образ, достойный вечности, которым мы по сей день и восхищаемся. Именно древнегреческие философы (Сократ, Платон), математики (Пифагор), скульпторы (Поликлет, создавший фигуру юноши, названную Каноном) ввели понятия пропорции, соразмерности и гармонии. Если пропорция по Платону – это «прекраснейшая из всех связей, которая единит себя и связуемое и задачу эту наилучшим образом выполняет», то гармония - это не отсутствие противоположностей, а их равновесие. Как в природе всегда сосуществуют предел и бесконечность, единичность и множественность, выпуклость и вогнутость, прямая и ломаная, правое и левое, мужское и женское, так и гармония – это равновесие между двумя противоположностями, которые создают красоту только благодаря друг другу. Но постигая и формулируя основы философии красоты, и греки, и египтяне – за редчайшим исключением – создавали образы статичные, «когда из действия или движения выхватывается момент равновесия, покоя» . Движение – грация и ритм – придут в эстетику позже.

Идеи симметрии, пропорции и гармонии, родившись в античности, перешли в Средние века, а дальше — и в эпоху Гуманизма и Возрождения. Каждая их этих эпох привнесла в понятие о красоте что-то своё.

Средневековье – это появление символики цвета и света. Фоме Аквинскому – средневековому теологу и философу - принадлежит постулат: «Для красоты требуются три свойства: целостность или завершенность, ибо вещи нецелые уродливы в силу своей ущербности. Посему необходима должная пропорция или гармония частей. Наконец, ясность или сияние (лучезарность): действительно, мы называем прекрасными вещи, окрашенные в ясные, сияющие цвета» [3].

Ренессанс вместе с любовью к человеку, радостью жизни и законами перспективы привносит и новое восприятие человеческой красоты – живое, прекрасное в своей наготе человеческое тело, его грацию и ритм. Вместе с этим значительный рывок вперед делает теория и философия красоты. Тому способствуют труды и исследования Дюрера, великие работы Микеланджело и, конечно, точный математический расчет, поверявшего алгеброй гармонию Леонардо. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в конце 15-го века (в качестве иллюстрации к трудам Витрувия), получил название витрувианского человека. Античный римский архитектор Витрувий первым описал идеальные пропорции человеческого тела. Однако именно повторное открытие и описание математических пропорций человеческого тела Леонардо да Винчи было названо Лукой Пачоли «божественной пропорцией» и навсегда стало инструментом для измерения красоты. А инструмент этот - знаменитая формула золотого сечения, которую не знает только ленивый.

25 (!) веков изучения канонов красоты создали всю современную культуру и эстетику, но так и не привели (да и не могли привести!) к созданию какого-либо абсолюта. Мир менялся, и каноны красоты менялись вместе с ним. И по сей день европейская культура продолжает бесконечное постижение красоты: ушедшие в прошлое образы героев - рыцарей, фривольные пастушки, ангелоподобная, отрешенная от всего земного красота, и красота, отражающая игры страстей, и демоническая красота, и подобная ей современная провокативная красота, иинтеллектуальная, одухотворенная красота и массмедийная красота, наконец!

Последнее столетие – особенное время в восприятии красоты, оценке её значения в гармонизации личности и социально адаптирующей роли. Причин тому множество. Определяющей из них, вероятно, является возросшая скорость межкультурных, межэтнических, межконтинентальных коммуникаций, причём, не только физических, как прежде, когда дальность путешествия ограничивалась средствами и временем, но и виртуальных, которым неведомы оковы времени и пространства. Эта новая пора, в которой мы имеем счастье жить, позволила «вживую» увидеть захватывающее дух разнообразие племени по имени Homo sapiens, удивиться ему, восхититься им и полюбить эту множественность разных глаз, профилей, улыбок и форм. Наше время аккумулировало в себе всё, что человечество успело постичь за прошлые столетия, всё, что оно с переменным успехом то осуждало, то превозносило до небес. Сегодня всё прекрасно: и трепещущая беззащитность почти бестелесной хрупкости, и соблазнительность пышных форм красавиц, обильных телом, и цветущая юность, и зрелая утонченность.

Жизнь прекрасна просто потому, что она жива. И мы все проживаем её на свой, неповторимый лад. Даже если кто-то из нас ищет в себе сходство с кинозвездой или, напротив, обращен к своим истокам – своей индивидуальности, кто-то, как за хвост кометы, держится за ускользающую юность, а кто-то наделён божественным даром жить здесь и сейчас. И всё это - не хорошо и не плохо, а просто по-разному. И тем и прекрасно. И созидание красоты, будь то красота природы, архитектуры, живописи, дизайна или красота лица и тела – это всегда путь к радости и гармонии.

Эстетическая медицина - направление столь же давнее, сколь и поиск формулы прекрасного. Но сегодня понимание её миссии, как и выбор способов эстетической коррекции, значительно шире. Мы располагаем множеством методов. Среди них методы, заботящиеся о здоровье и качестве кожи, методы управления экспрессией лица с помощью ботулинотерапии, методы реабилитации эстетики лица с помощью филлеров. Филлеры позволяют получить благоприятный эстетический результат, сохраняя выразительность и пластику лица в движении: при разговоре, улыбке, смехе. Многие специалисты – европейские, американские, азиатские и африканские – в последние 3-4 года всё чаще обсуждают возможность нехирургической коррекции объемов лица, предлагая уникальные концепции и техники. Появилось интереснейшее направление - волюметрическая коррекция лица, рождение и развитие которого обусловлено принципиально иной эстетической оценкой процессов старения лица, которые сопровождаются не только снижением тонуса и эластичности кожи, потенцирующим появление морщин и формирование складок, но и потерей и перераспределением объемов лица, как костных, так и мягкотканных. Подобно тому, как в пластической хирургии практика редукции тканей постепенно заменяется стратегией их перемещения и восполнения, так и в терапевтической косметологии мы переходим с двухмерного, плоскостного восприятия лица на трехмерный стереофокус его эстетического анализа. Топографическая морфология лица, её конституциональные особенности и возрастная динамика – вот предмет, к которому «адресуется» объемная или волюметрическая коррекция лица.

Одновременно с новой волюмизирующей 3D стратегией появились и более безопасные технические средства выполнения объемной коррекции лица — это канюли. Они, как менее травматичные, пришли на смену иглам в некоторых сложных областях коррекции.

Появилась и удобная и для пациента, и для врача практика «примерок». Они заметно облегчают прогнозирование эстетического результата. Так, например, для коррекции профиля (переносицы, спинки и кончика носа) — так называемой нехирургической ринопластики, — а также области подбородка, такая предварительная процедура " примерки, проводимая с помощью обычного анестезирующего раствора, позволяет пациенту на короткое — около часа — время получить и оценить возможный результат процедуры.

Волюметрическая коррекция лица

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «История красоты», под редакцией Умберто Эко. Изд. «СЛОВО», 2009 г.
  2. Платон. Собр. Соч. в 4-х томах. Том 3. М.: «Мысль», 1994 г.
  3. Фома Аквинский, «Сумма теологии». Изд. «Эльга», 2002 г.
Яндекс.Метрика