Новости

Волюметрическая коррекция лица

Рубрика подготовлена при участии
Е.З. Парсагашвили

Общепринятое сегодня определение объемной контурной пластики звучит так или примерно так: объемная контурная пластика биодеградируемыми филлерами _ это метод восполнения конституционального, возрастного или связанного с какой-либо патологией дефицита объемов лица. Для успешного решения этой задачи и получения удовлетворительного эстетического результата следует обсудить некие общие знания, которые нельзя игнорировать. Это и понимание гармонии лица, и особенностей его архитектоники. Не надо быть эстетическим медиком, чтобы заметить, что старение процесс далеко не однообразный. Морфотипы лиц и особенности их старения – предмет пристального внимания и интересных исследований в эстетической медицине [5]. Одни типы лиц с возрастом отличаются утратой молодых объемов мягких тканей лица, другие же, напротив, с возрастом «обрастают» этими объемами. Однако все мы относимся к человеку прямоходящему, а потому у всех без исключения под действием гравитации неизбежно происходят изменения, охватывающие все органы и системы, включая костный остов и мягкие ткани. Увы, особенно заметно перераспределение объемов лица. Поэтому рано или поздно мы стали бы обсуждать не просто заполнение отдельной проблемы – морщины, складки -филлером, а объемную коррекцию лица в целом. Более того, филлеры – это тот инструмент, который позволяет сохранить естественную пластику и хореографию лица. Это очень важный момент, особенно в контексте препаратов группы Белотеро. Пластичность этих филлеров позволяет настолько естественно и органично распределиться им в коже даже при введении значительных объемов, что мы не рискуем появлением избыточных объемов, сопутствующих введению некоторых других филлеров, и очень заметных при мимике.

Общие положения

Волюметрическая коррекция лица или волюмизирующие методы или объемная контурная пластика лица (всё это синонимические определения) возникла в эстетической медицине благодаря смене эстетической парадигмы. В косметологии, являющейся дисциплиной терапевтической, произошли заметные перемены концептуального свойства:

  • Переход с двухмерного, плоскостного восприятия лица к трехмерному стереофокусу
  • Смена регионарной тактики заоплнения морщин и складок на стратегию перемещения, перераспределения и восполнения объемов лица
  • Учет возрастных изменений не только мягклтканных морфо-функциональных образований, но и костно-хрящевых И структур лица

Аналогичные перемены неизбежно должны были произойти и произошли в пластической хирургии, где также тактика редукции тканей постепенно заменяется тактикой их перемещения и восполнения. Возможно, в пластической хирургии эти перемены шли раньше или параллельно с косметологией. Впрочем, что гадать, если пионерами были вовсе не косметологи или пластические хирурги, а антропологи и ортодонты. Любознательных следует отослать к фундаментальным трудам наших соотечественников (чьи заслуги обязаны стать известными!!!) академика Герасимова [1,2] и профессора Переверзева [3,4]. Первый из них ещё в 50-е годы доказал единство и взаимосвязь патоморфологии старения всех элементов лица. Так, в его уникальной монографии «Реконструкция лица по черепу» в числе прочих описывается пример восстановления лица женщины, пропавшей без вести за 20 лет до нахождения её останков. Герасимову удалось восстановить лицо по черепу с такой поразительной точностью, что, к восхищению криминалистов, реконструированный образ полностью совпал с фотографией женщины, сделанной незадолго до её гибели. Воспроизведя мельчайшие детали её внешности, включая морщины и складки, Герасимов доказал, что морщины оставляют достоверно обнаруживаемые следы даже на костях черепа!

Работы стоматолога – ортодонта В.В. Переверзева, в свою очередь, поражают скрупулёзностью подхода к эстетике лица, влиянию минимальных вариаций отдельных его элементов на общее восприятие лица. Так, например, едва заметное изменение угла наклона верхних резцов по отношению друг к другу может в корне изменить эстетику улыбки и даже лица в целом [3].

Варианты наклона зубов
(фото из книги В.А. Переверзева «Медицинская эстетика»).

Итак, метод восполнения дефицита объема мягких тканей лица с эстетическими целями - это волюметрическая коррекция лица или объемная контурная пластика.

Объемная контурная плaстика дает возможность получить эстетический результат, не вмешиваясь при этом в физиологические функции организма.
Выразительные стредства волюметрической коррекции могут реабилитировать не только эстетику лица в покое, но и его пластику в движении — разговоре, улыбке, смехе

Необходимость коррекции объемов может диктоваться как возрастом (увы, годы меняют как абсолютные, так и относительные — угловые — размеры лица), так и дефицитом мягких тканей лица, связанных с какой-либо патологией. Более того, для гармонизации конституциональной архитектоники лица могут потребоваться волюмизирующие методы. Так, от природы тонкие губы предпочтительнее слегка увеличить в объёме уже в молодом возрасте, конечно, если это не противоречит пространственной организации элементов лица и, значит, целостному его восприятию. Такая ранняя волюметрическая коррекция губ позволит пациенту сохранить их объём на долгие годы, так как возрастные изменения мягких тканей губ при конституционально малом их объёме становятся заметными задолго до начала гормонального старения.

Прежде чем приступать к решению задач волюметрической коррекции лица, необходимонайти закономерности, определяющие гармонию данного конкретного лица, и постараться достичь иерархического подчинения частей лица иили их взаимной компенсации. Необходимо понимать, что зрительное восприятие образа — это сложный синтетических процесс (по Переверзеву), включающий в себя анализ множества видимых и невидимых, «довоображаемых» деталей, представлений соответствия или даже этикета.

«Зрительное восприятие– это не что иное, как мобилизация пространства» (Р. Арнхейм. 1974 Г.).

Вспомните лица, которые покоряли вас одной только обаятельной улыбкой! И, напротив, иногда приходится испытать подобие эстетического шока всего лишь от несоответствия… красного платья вкупе с алыми губами в крематории или рюкзачка с бесцветным усталым лицом на торжественной церемонии.

Таким образом, человеческое лицо не воспринимается изолированно, отстранённо, оно всегда в «контексте», в статике, в динамике

«Зрение — это восприятие действия или мобилизация покоя. Любая визуальная модель динамична. Она содержит нечто большее, чем мы  видим — это и скрытая структура, и окружающая пространственная среда» (В. А. Переверзев. 1994 Г.)

Что же определяет гармонию лица?

Какими отправными точками мы должны оперировать, планируя волюметрическую коррекцию лица?

Композиционный вес

Композиционный вес той или иной части лица зависит от её месторасположения, размеров, формы, компактности. Композиция лица должна производить ощущение равновесия. При виде неуравновешенной модели у нас возникает чувство неуравновешенности собственного тела. Этим и объясняется потребность в композиционном равновесии чего бы то ни было. В случае с коррекцией профиля мы можем убедиться, как велик «удельный вес» носа в композиции лица. Помимо центральной лицевой оси, которую задаёт нос, он ещё и концентрирует вокруг себя другие черты лица. Так, при прочих равных, при крупном хрящеватом носе глаза могут касаться расположенными ближе к переносице, чем при плоском широком носе. Поэтому имеет значение не только форма и размер, но и компактность той или иной части лица, которую можно определить (по Переверзеву) как степень концентрации массы вокруг центра этой части лица

Направленность (векторы) составных частей лица

Форме частей лица соответствуют оси симметрии, создающие ощущение направленных сил.

Несмотря на незначительную физиологичную межполушарную асимметрию наших лиц (полушария у нас разные, поэтому и половинки лица немного отличаются друг от друга), гармоничнее воспринимаются те из них, где чётче векторы лица и симметричнее лицо. Незначительная асимметрия добавляет лицу живости и индивидуализирует его, тогда как явная асимметрия (иногда она может быть признаком патологии!) воспринимается глазом, как инэстетизм. Ещё один пример меры: лёгкая асимметрия — часть обаяния, тогда как выраженная асимметрия ухудшает эстетику лица.

Какие же оси симметрии есть в лице? На этот вопрос давно ответили стоматологи ортодонты. Снимая телерентгенограмму они усаживают пациента таким образом, чтобы зрачки оказались в центре глаз (для этого пациент смотрит в зеркало себе в глаза). В таком положении зрачковая горизонталь всегда параллельна плоскости земли и называется истинной или «франкфуртской» горизонталью (True Horizontal). Вертикаль, проведенная под углом 90 градусов по отношению к «франкфуртской» горизонтали, называется истинной вертикалью (True Vertical).

Вертикальные оси симметрии, параллельные истинной вертикали, задаются носом и зрачковыми вертикалями, а горизонтальные оси симметрии заданы горизонталями бровей, углов глаз и углов рта.

Помимо взаимной уравновешенности отдельных частей лица в его композиции и правильной направленности осей симметрии очень важным в гармонии лица является организация формы лица.

Организация формы лица

Следует выделить осевую и ритмическую структурную организацию лица.

Это особенно важные характеристики в контексте обсуждаемой нами волюметрической коррекции лица.

Осевая структурная организация или степень выпуклости, объемности лица:

  1. Чем ближе к сои сконцентрирована масса мягких тканей, тем объемнее выглядит часть лица или лицо в целом;
  2. Чем дальше от оси распределяется масса мягких тканей, тем уплощеннее выглядит часть лица или лицо в целом.
Ритмическая структурная организация лица — это повторяемость объемных форм, размеров, расстояний между ними, осевой наклон различных чатей лица. Ритм придает лицу эмоциональность, вдыхает в  него жизнь

Удивительно гармоничное редких пропорций лицо Марии Каллас как будто вылеплено в соответствии с классическими канонами красоты. Оно прекрасно и в покое, и освещенное любой — трагической ли, счастливой ли — эмоцией.

Хореография лица

Мимические мышцы, щедро наделенные природой рецепторами, чувствительными как к гормонам стресса, так и к эндорфинам, преображают нас попеременно: то в схожую с маской трагедии, то в похожую на маску комедии физиономию. Эту игру мимики мы обязаны учитывать при объемной контурной пластике, ведь именно мимика, связанная с эмоциями, как раз и определяет (по Переверзеву) т.н. «ХОРЕОГРАФИЮ» ЛИЦА.

Хореография лица обусловлена соотношением пассивных и подвижных мягких тканей лица.

Игнорируя эту важнейшую составляющую гармонии лица, мы можем в результате волюметрической коррекции получить, например, скулы, имеющие весьма привлекательный объем в покое, но оказывающийся чрезмерным при широкой улыбке. При улыбке объемные скулы заметнее смещаются вверх, почти наплывая на нижнее веко, что может выглядеть неестественно. Неудачной может оказаться и коррекция складок марионетки без предварительной иммобилизации ботулиническим токсином мимически активных депрессоров углов рта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу. М., 1955.
  2. Герасимов М. М. Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии. М., 1973.
  3. В. А. Переверзев «Медицинская эстетика». Изд-во «Зацарицынский вестник». Волгоград, 1994 г.
  4. В. А. Переверзев «Архитектоника лица». Изд-во «Зацарицынский вестник». Волгоград, 1994 г.
  5. Е. Губанова, Е. Чайковская и др. Ж. «Инъекционные методы в косметологии», № № 1 — 3, 2010 г.
  6. Фома Аквинский, «Сумма теологии». Изд. «Эльга», 2002 г.
Яндекс.Метрика